ОТКРЫТЫЙ УРОК
учащихся отделения «Хоровое пение»
хор «Жаворонки»
(преподаватель I категории Почётный работник общего образования Российской Федерации Крюкова Ирина Анатольевна)
26.11.2013 г.
Присутствовали: учащиеся детской школы искусств, преподаватели детской школы искусств п.ст. Билитуй, преподаватели детской школы искусств пгт. Забайкальск и детской школы искусств п.ст. Даурия, куратор ДШИ и ДМШ Забайкальского района — Заслуженный работник культуры РФ, заместитель директора по дополнительному образованию, преподаватель высшей категории техникума искусств г. Читы Дурова Валентина Павловна, Главный специалист по дополнительной и воспитательной работе РУО муниципального района «Забайкальский район» Шипицына Елена Сергеевна, родители учащихся ДШИ и преподаватели СОШ п.ст. Билитуй.
Музыкальный материал:
Распевка:
- упражнения — гармонизация М.Раухвергера и А. Сапожникова и А.Трояновская, попевки на различные слоги.
Музыкальный материал для работы на уроке:
- «Вальс» из кинофильма «Мост Вотерлоо» — шотландской нар. песни О.Хромушин;
- «АVE MARIA» — музыка Д.Каччини;
- «Осенний вокализ» — Е.Подгайц;
- «Всюду с нами музыка» — слова Л.Кропоткина, музыка В Синенко.
Оборудование: музыкальный инструмент-фортепиано, папки с хоровыми партиями.
Методы: опрос, показ, закрепление пройденного материала (виды контроля за правильным выполнением дыхания, виды дыхания), исполнение.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Тема урока: «Правильное дыхание – главная составляющая в работе над музыкальным образом».
Цель: «Осознание учащимися важности правильного дыхания в работе над музыкальным образом в хоровых произведениях».
Задачи воспитательные:
- воспитывать у учащихся культуру поведения в коллективе;
- воспитывать у учащихся культуру исполнения классической хоровой музыки;
- прививать любовь к классической хоровой музыке;
- воспитывать у учащихся осознание значимости «себя» в хоре «Жаворонки» и чувство ответственности .
Задачи образовательные:
- повторить виды контроля певческого дыхания (физическое, слуховое);
- повторить понятия твёрдой и мягкой атаки;
- продолжить работу над приёмами дыхания в работе с хоровыми произведениями (над музыкальным образом);
- работа над правильностью взятия дыхания и его верном использовании при звукообразовании в высокой тесситуре;
- умение применять знания о дыхании в работе над разножанровыми и разнохарактерными произведениями;
- расширять знания в области хоровой музыки.
Задачи развивающие:
- развивать быстрое мышление (которое необходимо в работе над хоровыми произведениями);
- развивать музыкальный слух;
- развивать у учащихся фантазию, умение представлять образы.
ХОД УРОКА.
I часть:
Организационная: хор рассаживается на свои места, готовит хоровые папки к работем-1 мин.
II часть:
Распевка: 15 мин.
а. Вопросы к учащимся:
- назовите виды контроля над дыханием?
(физическое, слуховое);
- как называется момент звукообразования?
(атака);
-какие виды атаки вы знаете?
(твёрдая, мягкая);
- выполнение атаки — что это и как оно выполняется?
(момент возникновения звука, после взятия дыхания)
- какое звукообразование твёрдой и мягкой атаки?
(твёрдое — внезапное, мягкое — еле заметное начало).
б. Упражнения:
- работа над задержанием дыхания;
- работа над цепным дыханием, мягкой атакой, твёрдой атакой (пение на слоги);
- пение попевок (работа над цепным дыханием, над твёрдой атакой, мягкой атакой, приёмами легато и стаккато, чистое исполнение интервалов в попевке, чистый унисон).
III часть :
Работа над хоровыми произведениями:
- «Вальс» из кинофильма «Мост Вотерлоо» — обработка шотл. нар. песни, комп. О. Хромушиным 6 мин.
- работа над быстрым взятием дыхания и мягкой атакой звука;
- высокой «позицией» голоса (пение на закрытом звуке);
- нежное исполнение фраз;
- верное динамическое развитие фраз;
- своевременное взятие дыхание, спокойное;
- партиям слушать друг друга. - «AVE MARIA» — слова народные, музыка Д.Каччини 8 мин.
- работа над твёрдой и мягкой атакой звука;
- петь без напряжения;
- экономно расходовать дыхание на распевах и выполнять всё на крепкой опоре дыхательной;
-дыхание брать всему хору между фразами, но очень быстро, на последнюю шестнадцатую;
- слушать аккомпанемент и петь в сочетании с гармонией, слушать смену баса;
- чистое исполнение терций, унисона;
- в третьем разделе альты мягко (подражая звуку виолончели), с хорошей дикцией проводят тему;
- звук полётный — образ молитвы (учить детей чувствовать, сопереживать);
- петь на высочайшей кантилене. - «Осенний вокализ»- муз. Е. Подгайца 8 мин.
- учить работать над произведением полифонического склада;
- работа над мягкой атакой звука;
- чёткое взятие дыхания в прописанных местах, спокойно;
- слушать вопрос-ответ в партиях;
- во втором периоде работа над дыханием в верхнем регистре (быстро, легко берётся певцами дыхание перед каждой короткой фразой, подчёркивая этим взволнованность);
- петь в ансамбле с фортепиано;
- чувствовать смену размера. - «Всюду с нами музыка» — слова Л.Кропоткина, музыка В.Синенко 4 мин.
- звук — на хорошей опоре;
- петь легко;
- твёрдая атака звука в начале каждой фразы, что придаёт песне бодрый характер, чёткость;
- быстрое взятие дыхания на паузах;
- работа над дикцией, затактовое слово «Ах» не выталкивается и не отрывается от слова «музыка», а исполняется как одно целое;
- в проведении двухголосия партии слушают друг друга;
- несмотря на весёлый характер, фразы исполняются на хорошем легато.
IV часть:
Итог: 3 мин.
Вопросы к хору:
- Ребята, что вы считаете получилось, а что нет?
- Какое произведение прозвучало сегодня лучше остальных?
- Наши начинающие певцы устали? Немного навели ревизию в голове?
Педагог высказывает своё мнение о работе хора на этом уроке, хвалит хор за работу. Говорит напутственное слово.