Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом

ОТКРЫТЫЙ УРОК
Учащихся подготовительного отделения МОУ ДОД ДШИ п.ст. Билитуй
преподаватель общего фортепиано,
преподаватель I категории Зайцева Лилия Николаевна
(26.11.2013г.)

Присутствовали: куратор ДШИ и ДМШ Забайкальского района — Заслуженный работник культуры РФ, заместитель директора по воспитательной работе, преподаватель высшей категории техникума искусств г. Чита Дурова Валентина Павловна, преподаватели пгт. Забайкальск, преподаватели ДШИ п. ст. Билитуй, родители учащихся.

Тема урока: «Знакомство с музыкальным инструментом фортепиано, через игровые формы обучения».

Тип урока: «Игра».

Цель урока: Использовать игровую  методику обучения начинающих для обучения детей  пятилетнего возраста.

Задачи:

Обучающие:
- освоение клавиатуры.
- постановка руки через игровые формы обучения.
- обучения азам музыкальной грамоты.
- обучения первым игровым приёмам (non Legato).

Развивающие:
- развить у детей чувство ритма, слуха, музыкальную память, внимание.
- развить образное мышление.
- развить координацию.

Воспитательные:
- привить ребёнку усидчивость.
- воспитывать любовь к музыке.
- воспитывать музыкальный вкус.

Ход урока.

Подготовительная часть.

1. Игра — «Часы». Для того чтобы крышка инструмента открылась нужно завести старые волшебные часы. Простукиваем по столу, хлопаем в ладоши — имитируем бой часов. Сначала простукиваем  половинными длительностями, произнося слово «бом»; простукиваем четвертные длительности на слова  «тик-так»; простукиваем восьмые длительности на слова «тики-тики».

2. Игра — «Колокола». Заводим механизм «волшебного» фортепиано боем «колоколов». В нижнем регистре, на звуках «до» 3-ми пальцами (двумя руками) — в октаву ребёнок имитирует  бой колокола «бом». В это время  педагог (левой рукой), в среднем регистре играет трезвучие «дон, дон», а в нижнем регистре (правой рукой) играет на звуках «до-ми»  — «дили-дили». Получается ансамбль колоколов.

3. Игра – «Весёлый, грустный колокольчик». В этой игре исполняется на фортепиано мажорное трезвучие и минорное.

4. Игра — «В лесу». Играем «эхо». Работа над ньюансами -  громко, тихо (форте, пиано).

5. Игровая зарядка -  «Берёзка», «Дотянуться до ушка».

 Основная часть.

- Закрепление темы «Регистр». Находим на клавиатуре подражание голосов различных животных (медведя, волка, лисички, зайчика, лягушки, мышки).

1. Развиваем чувство ритма н-р:

Вопрос педагога. Как ходит медведь? Ответ ребёнка: «ШЛЁП-ШЛЁП» — медленно, умеренно половинными длительностями.
Вопрос педагога. А как  лисичка ходит? Ответ ребёнка: «ТОП-ТОП» — неторопливо, четвертными длительностями.
Вопрос педагога. Зайчик прыгает как? Ответ ребёнка: «ПРЫГ-СКОК-СКОК» — четверть две восьмых.
Педагог может придумывать различных героев.
Лягушка  -  «КВА-КВА-КВА»- две восьмых четверть, мышка быстро бегает- «ПИ-ПИ-ПИ-ПИ» -  четыре восьмых.

2.  Вход в сказочный город «Клавиатура».

Чтобы не заблудиться на клавиатуре:

а). Нажимаем по всему инструменту три чёрных клавиши -  «ТРИ СОСНЫ» и две чёрных клавиши  — «ДВЕ ГОРЫ».

б). Поём песенку:
«До, ре, ми, фа, соль, ля, си,
Села кошка на такси,
А котята прицепились
И все вместе прокатились».

Сказка-игра.

Находим у подножья двух чёрных гор ноту ДО, затем вспоминаем сказку «Теремок» и стучимся в домике (домик вырезан из картона, чтобы можно было его поставить на клавишу) в нотку «до», (выполняем это упражнение  с верхнего регистра до нижнего. Приходим в гости к мышке, затем к лягушке, к зайке, лисичке и наконец к медведю.

в).  Работа над игровыми навыками.
Там, где две чёрных клавиши, мы строим домик. Домик опирается на клавиши «до» и «ми». Поём для большего запоминания песенку «Домик». Учимся играть её в разных октавах:
Домик, домик, «до» и «ми»,
Хорошо в нём живи.
Домик, домик,  «до» и «ми»-
Эта «до», а эта «ми».

г). Далее мы должны построить «забор». Строим его там, где три чёрных клавиши. Ведь они очень похожи на забор.
У забора четыре дощечки. У первых двух, что ближе к домику, мы посадили ФАСОЛЬ. Поём песенку про фасоль:
Фасоль, фасоль,
Во дворе растёт фасоль,
Эта – «фа», а эта – «соль»,
Фасоль, фасоль.
Играем песенку в разных регистрах.

д). С другой стороны забора часто прыгают лягушки. Песенка для закрепления про лягушек:
«Ля», «си» -  лягушка сидит, на нас весело глядит.
«Ля» — «си», «ля» — «си», улыбнись,
Меня спроси,
Где же «ля»? А где же «си»?

е). В домике живет собачка «РЕКС».
Песенка про Рекса:
«Ре», «Ре», Рекс — в доме поживает.
«Ре», «Ре», Рекс — домик охраняет.
Песенка исполняется на одной клавише РЕ.

Игра песенок-попевок.

Упражнение на non legato: играть в каждой октаве 3-м пальцем с подтекстовкой:
«Лапку влево потяни, а потом назад верни».
«Лапку вправо потяни, а потом назад верни».
«Лапки в стороны тяни, а потом назад верни»
Исполнение песенок на одном звуке «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си» — сборник Н.Королькова «Для начинающих пианистов».

 

Итог урока: Педагог хвалит детей. Говорит, что всё у них на уроке удалось, что дети были молодцы. Ребята неплохо освоили первые знания об инструменте фортепиано и так много запомнили за три месяца. Вручает детям сладкие призы.