Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом

ОТКРЫТЫЙ УРОК
учащихся отделения «Хоровое пение»
хор «Жаворонки»
(преподаватель I категории Почётный работник общего образования Российской Федерации Крюкова Ирина Анатольевна)
26.11.2013 г.

Присутствовали: учащиеся детской школы искусств, преподаватели детской школы искусств п.ст. Билитуй, преподаватели детской школы искусств пгт. Забайкальск и детской школы искусств п.ст.  Даурия, куратор ДШИ и ДМШ  Забайкальского района  — Заслуженный работник культуры РФ, заместитель директора по дополнительному образованию, преподаватель высшей категории техникума искусств г. Читы Дурова Валентина Павловна, Главный специалист по дополнительной и воспитательной работе РУО муниципального района «Забайкальский район» Шипицына Елена Сергеевна, родители учащихся ДШИ и преподаватели СОШ п.ст. Билитуй.

Музыкальный материал:
Распевка:
- упражнения — гармонизация М.Раухвергера и А. Сапожникова и А.Трояновская, попевки на различные слоги.

Музыкальный материал для работы на уроке:
- «Вальс» из кинофильма «Мост Вотерлоо» — шотландской нар. песни О.Хромушин;
- «АVE MARIA» — музыка Д.Каччини;
- «Осенний вокализ» — Е.Подгайц;
- «Всюду с нами музыка» — слова Л.Кропоткина, музыка В Синенко.

Оборудование: музыкальный инструмент-фортепиано, папки с хоровыми партиями.

Методы: опрос, показ, закрепление пройденного материала (виды контроля за правильным выполнением дыхания, виды дыхания), исполнение.

Тип урока:  повторительно-обобщающий.

Тема урока: «Правильное дыхание – главная составляющая в работе над музыкальным образом».

Цель: «Осознание учащимися важности правильного  дыхания в работе над музыкальным образом в хоровых произведениях».

Задачи воспитательные:
- воспитывать у учащихся культуру поведения в коллективе;
- воспитывать у учащихся культуру исполнения классической хоровой музыки;
- прививать любовь к классической хоровой музыке;
- воспитывать у учащихся осознание значимости «себя» в хоре «Жаворонки» и чувство ответственности .

Задачи образовательные:
- повторить виды контроля певческого дыхания (физическое, слуховое);
- повторить понятия твёрдой и мягкой атаки;
- продолжить работу над приёмами дыхания в работе с хоровыми произведениями (над музыкальным образом);
- работа над правильностью  взятия дыхания и его верном использовании при звукообразовании  в высокой тесситуре;
- умение применять знания о дыхании в работе над разножанровыми и разнохарактерными произведениями;
- расширять знания в области хоровой музыки.

Задачи развивающие:
- развивать быстрое мышление (которое необходимо в работе над хоровыми произведениями);
- развивать музыкальный слух;
- развивать у учащихся фантазию, умение представлять образы.

ХОД УРОКА.

I часть:

Организационная: хор рассаживается на свои места, готовит хоровые папки к работем-1 мин.

II часть:

Распевка: 15 мин.

 а. Вопросы к учащимся:
- назовите виды контроля над дыханием?
(физическое, слуховое);
- как называется момент звукообразования?
(атака);
-какие виды атаки вы знаете?
(твёрдая, мягкая);
- выполнение атаки — что это и как оно выполняется?
(момент возникновения звука, после взятия дыхания)
- какое звукообразование твёрдой и мягкой атаки?
(твёрдое — внезапное, мягкое — еле заметное начало).

б. Упражнения:
- работа над задержанием дыхания;
- работа над цепным дыханием, мягкой атакой, твёрдой атакой (пение на слоги);
- пение попевок  (работа над цепным дыханием,  над твёрдой атакой, мягкой атакой, приёмами легато и стаккато, чистое исполнение интервалов в попевке, чистый унисон).

III часть :

Работа над хоровыми произведениями:

  1. «Вальс» из кинофильма «Мост Вотерлоо» — обработка шотл. нар. песни, комп. О. Хромушиным    6 мин.
    - работа над быстрым взятием дыхания и мягкой атакой звука;
    - высокой «позицией» голоса (пение на закрытом звуке);
    - нежное исполнение фраз;
    - верное динамическое развитие фраз;
    -  своевременное взятие дыхание, спокойное;
    - партиям слушать друг друга.
  2. «AVE MARIA» — слова народные, музыка Д.Каччини  8 мин.
    - работа над твёрдой и мягкой атакой звука;
    - петь без напряжения;
    - экономно расходовать дыхание на распевах и выполнять всё на крепкой опоре дыхательной;
    -дыхание брать всему хору между фразами, но очень быстро, на последнюю шестнадцатую;
    - слушать аккомпанемент и петь в сочетании с гармонией, слушать смену баса;
    - чистое исполнение терций, унисона;
    - в третьем разделе альты мягко (подражая звуку виолончели), с хорошей дикцией проводят тему;
    - звук полётный — образ молитвы (учить детей чувствовать, сопереживать);
    - петь на высочайшей кантилене.
  3. «Осенний вокализ»- муз. Е. Подгайца   8 мин.
    - учить работать над произведением полифонического склада;
    - работа над мягкой атакой звука;
    - чёткое взятие дыхания в прописанных местах, спокойно;
    - слушать вопрос-ответ в партиях;
    - во втором периоде работа над дыханием в верхнем регистре (быстро, легко берётся певцами дыхание перед каждой короткой фразой, подчёркивая этим взволнованность);
    - петь в ансамбле с фортепиано;
    - чувствовать смену размера.
  4. «Всюду с нами музыка» — слова Л.Кропоткина, музыка В.Синенко   4 мин.
    - звук — на хорошей опоре;
    - петь легко;
    - твёрдая атака звука в начале каждой фразы, что придаёт песне бодрый характер, чёткость;
    - быстрое взятие дыхания на паузах;
    - работа над дикцией, затактовое слово «Ах» не выталкивается и не отрывается от слова «музыка», а  исполняется как одно целое;
    - в проведении двухголосия партии слушают друг друга;
    - несмотря на весёлый характер, фразы исполняются на хорошем легато.

IV часть:

Итог: 3 мин.
Вопросы к хору:

  1. Ребята, что вы считаете получилось, а что нет?
  2.  Какое произведение прозвучало сегодня лучше остальных?
  3.  Наши начинающие певцы устали? Немного навели ревизию в голове?

Педагог высказывает своё мнение о работе хора на этом уроке, хвалит хор за работу. Говорит напутственное слово.